Предварительный национальный стандарт, разработанный в рамках Программы национальной стандартизации в части работ ТК 029 "Водородные технологии", распространяется на железнодорожную инфраструктуру в части пунктов хранения водорода и экипировки ТПС, работающего на водородных топливных элементах (далее - водородный ТПС), и устанавливает требования к техническому оснащению и выбору мест расположения таких пунктов, а также общие требования к их функциональной и экологической безопасности, и не распространяется на эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, снос и утилизацию пунктов хранения.
Разработанный ПНСТ 977-2024 является одним из документов нормативно-технической базы для создания ключевых элементов железнодорожной транспортной системы, работающей на водородном топливе, обеспечивающей снижение углеродного следа от работы железнодорожного транспорта, включающей в себя опытные образцы тягового подвижного состава с использованием силовой установки с электрохимическими генераторами с водород-воздушными топливными элементами и литий-ионными аккумуляторными батареями, инфраструктуру производства, хранения и транспортировки водорода и экипировки им тягового подвижного состава.
Положения документа позволяют обеспечить безопасность применения водородных топливных элементов на железнодорожном транспорте и установить единые требования, предъявляемые к назначению пунктов экипировки тягового подвижного состава водородным топливом, выбору мест их расположения, их оснащению оборудованием.
С учетом текущего мирового и отечественного опыта применения водородных технологий на транспорте в ПНСТ 977-2024 существенное внимание уделено использованию компримированного (сжатого) водорода. Требования, предъявляемые к жидкому водороду, установлены в объеме имеющегося опыта эксплуатации криогенных жидкостей в качестве топлива.
Предварительный стандарт устанавливает классификацию пунктов хранения водорода и экипировки ТПС, работающего на водородных топливных элементах, а также технические требования к таким пунктам. Классификация пунктов хранения водорода и экипировки ТПС, работающего на водородных топливных элементах, определена в зависимости от мест расположения пунктов, их функционального оснащения и агрегатного состояния применяемого водородного топлива.
Установленные технические требования к пунктам хранения водорода и экипировки ТПС, работающего на водородных топливных элементах, в том числе требования, направленные на обеспечение безопасной эксплуатации, унифицированы по размещению основного оборудования на общей площадке.
Также ПНСТ 977-2024 стандартизует определения таким терминам, как "пункт хранения водорода и экипировки", "площадка экипировки", "площадка приема водорода", "передвижной топливозаправщик", "инертизация (системы хранения водорода водородного ТПС)", "защитное ограждение", "безопасное расстояние", "источник опасности", "меры безопасности", "функциональная безопасность", "устройство аварийного контроля".
Применение требований предварительного стандарта обеспечит безопасные условия труда работников локомотивных бригад, т.к. использование водорода и электрохимического генератора при эксплуатации на тяговом подвижном составе позволит полностью исключить выброс вредных веществ и парниковых газов.
В соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 ноября 2024 г. № 96-пнст предварительный национальный стандарт ПНСТ 977-2024 вводится в действие с 1 июня 2025 г. со сроком действия до 31 мая 2028 г.
По материалам: