Профессиональные справочные системы для специалистов
16.10.2019
Рострудом определен порядок осуществления госнадзора за соблюдением трудового законодательства

     Приказом Роструда от 13.06.2019 N 160 утвержден Административный регламент осуществления Рострудом федерального госнадзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
     
     Регламентом определены:
     
     1) порядок осуществления Рострудом и его территориальными органами - государственными инспекциями труда в субъектах РФ мероприятий по:
     
     - госнадзору в установленной сфере деятельности;
     
     - обеспечению доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда в установленной сфере деятельности;
     
     2) сроки и последовательность действий, а также порядок взаимодействия с работодателями в процессе осуществления госнадзора.
     
     Как следует из Регламента, предметом госнадзора является:
     
     1) соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе полноты и своевременности:
     
     - выплаты зарплаты и расчета при увольнении;
     
     - оплаты отпусков;
     
     - соблюдения государственных нормативных требований охраны труда;
     
     - обеспечения доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда;
     
     2) выполнение предписаний об устранении выявленных нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав граждан.
     
     Госнадзор может осуществляться в отношении:
     
     - работодателей - юридические лица либо физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вступившие в трудовые отношения с гражданами, а также физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вступившие в трудовые отношения с гражданами в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства;
     
     - работников - граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, вступившие в трудовые отношения с работодателями.
     
     Регламентом закреплены права и обязанности уполномоченных должностных лиц Роструда и ГИТ, а также работников и работодателей.
     

     Кроме того, Регламентом определен исчерпывающий перечень документов, которые могут быть истребованы у работодателя в ходе проведения проверок.
     
     Проведение плановых проверок работодателей в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска должно осуществляться со следующей периодичностью:
     
     - для категории высокого риска - один раз в 2 года;
     
     - для категории значительного риска - один раз в 3 года;
     
     - для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 5 лет;
     
     - для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 6 лет;
     
     - для категории низкого риска - не проводятся.
     
     При этом в случае отсутствия решения об отнесении к определенной категории риска деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя должна считаться отнесенной к категории низкого риска.
     
     При проведении плановых проверок работодателей государственные инспекторы труда должны использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов). В частности, в распоряжении или приказе на проведение плановой проверки указываются реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), который будет использован при проведении плановой проверки.
     
     В целом, Регламентом предусмотрена процедура проведения как плановых, так и внеплановых проверок.
     
     Регламентом предусматривается, что продолжительность каждой проверки не должна превышать:
     
     - по общему правилу - 20 рабочих дней;
     
     - в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год, если федеральными законами не предусмотрено иное.
     
     Результатом осуществления госнадзора согласно Регламенту могут выступать:
     
     - акт проверки;
     
     - акт о невозможности проведения проверки;
     
     - обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений;
     
     - предписание о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности;
     
     - предписание об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
     

     - предписание о запрете использования средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
     
     - протокол об административном правонарушении;
     
     - направление в правоохранительные органы и в суд других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии со статьей 357 Трудового кодекса РФ.
     
     Одновременно на основании приказа Минтруда России от 13.06.2019 N 400н утратившим силу признан Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденный приказом Минтруда России от 30.10.2012 N 354н.