Профессиональные справочные системы для специалистов
22.02.2019
Обсуждение механизма поддержки зеленой генерации после 2024 года отложено до конца марта

     По данным "Ъ", Минэнерго отложило подготовку доклада по продлению программы поддержки зеленой генерации до конца марта, связав это с необходимостью в приоритетном порядке подвести итоги первого отбора большой программы модернизации старых ТЭС. От них зависит объем "сэкономленных" средств, которые можно будет перераспределить на поддержку возобновляемой энергетики (ВИЭ) и строительство АЭС. В "Совете рынка" потенциальный "остаток" оценивают в 1,3 трлн руб. до 2035 года при умеренном росте электропотребления. При этом ВИЭ-инвесторы просят направить на поддержку строительства еще 10 ГВт зеленой мощности до 800 млрд руб.
     
     Минэнерго попросило правительство отложить обсуждение механизма продления мер поддержки зеленой генерации после 2024 года до конца марта, следует из письма главы ведомства Александра Новака от 26 декабря. Согласно поручению вице-премьера Дмитрия Козака, регуляторы должны были дать предложения до конца ноября 2018 года. Это связано с намерением министерства сначала подвести итоги отборов по модернизации старых ТЭС на 2022-2024 годы. Как пояснил "Ъ" первый заместитель главы Минэнерго Алексей Текслер, первые конкурсы по модернизации покажут, какая экономия сложится по итогам отборов, и уже исходя из этого можно будет "более корректно распределить остаток средств, чтобы вписаться в инфляцию". Пока в ведомстве не готовы назвать окончательные объемы и стоимость поддержки.
     
     Речь идет о средствах, "высвобождающихся" после завершения программы договоров на поставку мощности (ДПМ, гарантирует возврат инвестиций за счет повышенных платежей потребителей).
     
     Основную их часть планируется перенаправить на программу модернизации 40 ГВт старых ТЭС, общие затраты, по оценке Минэнерго, могут составить до 1,9 трлн руб. до 2031 года.
     
     Оставшиеся средства, согласно поручению президента, планируется перераспределить на модернизацию станций в удаленных регионах, продление поддержки зеленой генерации после 2024 года (до этого периода инвесторы возвращают средства по отдельной программе ДПМ ВИЭ) и поддержку АЭС, при этом вся конструкция не должна привести к росту энергоцен выше инфляции.
     
     В "Совете рынка" (регулятор энергорынков) подтвердили, что сохраняется возможность дополнительного финансирования инвестиций в другие виды источников энергии - ВИЭ и АЭС. При сохранении сдержанного роста электропотребления в 0,5% в год остаток высвобождающихся средств за вычетом модернизации ТЭС до 2035 года "Совет рынка" оценивает в 1,3 трлн руб. (в ценах 2021 года - предшествующего году начала поставки модернизированной мощности), при этом рост цен на электроэнергию будет ниже инфляции. В ассоциации напомнили, что генсхемой размещения объектов до 2035 года запланировано строительство 15,5 ГВт новых блоков АЭС.
     

     Минэнерго "в целом выступает за возможность продления" программы поддержки зеленой генерации "как важного инструмента для стимулирования развития современной инновационной сферы российской электроэнергетики", пишет господин Новак.
     
     При этом конкретные ее параметры - объемы, предельные CAPEX и OPEX, норма доходности - не определены до "принятия правительством итоговых решений о распределении долей совокупного инвестиционного ресурса".
     
     Остальные профильные регуляторы уже дали свои предложения о механизмах поддержки, в основном они склоняются к продлению, но с более жесткими условиями. Минэкономики, как сообщал "Ъ", предложило, перейдя на отбор зеленой генерации на базе одноставочной цены на электроэнергию (рассчитывается на основе сниженных CAPEX последних отборов, но уже с включением OPEX и доходности), а не по CAPEX: ведомство предложило отбирать проекты на конкурсах, но понижать потолок тарифа от уровня последних отборов год к году. Также министерство рекомендует привлекать часть финансирования через рыночные механизмы - зеленые облигации или через рынок инноваций и инвестиций (РИИ) Московской биржи. В Минпромторге считают, что поддержка ВИЭ со стороны оптового энергорынка должна продолжиться, но с повышением уровня локализации - до 100% для СЭС и 90% для ВЭС. При этом от 10% до 40% такой продукции российские заводы обязаны будут экспортировать.
     
     В ФАС отмечают, что поддержка приведет к увеличению ценовой нагрузки на потребителей.
     
     Объем вводимых мощностей нужно определять исходя из ограничения роста нагрузки на потребителей, удешевления CAPEX и OPEX и снижения стоимости привлечения заемных средств, в том числе через льготное финансирование институтами развития, говорится в письме заместителя главы ФАС Виталия Королева в правительство от 6 ноября.
     
     Из презентации руководителя инвестдивизиона ВИЭ "Роснано" Алишера Каланова следует, что на строительство еще 10 ГВт мощности до 2035 года (соотношение СЭС и ВЭС 35% к 65%) потребуется до 788 млрд руб., но эта оценка может быть ниже - 558 млрд руб. с учетом ценопринимания (бесценовых заявок) на рынке на сутки вперед. Долю ВИЭ в конечной цене в год пикового платежа он оценил в 2,4%. Совокупный объем экспорта ветроэнергетических установок может достигать 2,6 ГВт, солнечных модулей - 2,1 ГВт. Замдиректора "Сообщества потребителей энергии" Валерий Дзюбенко отмечает, что прекращение практики ДПМ и переход на "иные, более разумные меры поддержки позволит хотя бы отчасти реабилитировать имидж ВИЭ в РФ, который изрядно подпортили цены, оказавшиеся кратно выше среднемировых".
     
      

     Источник:
     http://www.kommersant.ru